1. Заранее определите тактику проведения интервью. Будет это или интервью по компетенциям, или биографическое интервью, или обсуждение кейсов – выбор за рекрутером. Все зависит от его подготовки, уровнем владения темой и уверенностью в своих силах. Самый удобный вариант для всех сторон – подробное интервью (минимум на 1 час), в ходе которого менеджер по подбору персонала задает вопросы по биографии кандидата, мотивации, окружении, карьерным планам, а также обсуждает профессиональные вопросы, специфику отрасли и решают различные кейсы. Живое общение – лучшая среда для опытного рекрутера. Для кандидата это также удобно, ведь ему не потребуется отдельно проходить различные тестирования, еще одно интервью и проверки знаний.
2. Внимательно изучите резюме кандидата перед интервью: подготовка – наше все. Многое есть в резюме соискателей, за что можно зацепиться и раскрутить, чтобы выявить слабые стороны кандидата. Прыгающий опыт, перерыве в работе, хобби, увлечения, перечень обязанностей, желаемая должность – многое может сказать о кандидате, особенно мелочи, на которые кандидат не обращает внимания. Многие соискатели умышленно оставляют в своем резюме места с 5-7 месячным опытом работы, другие просто включают их в соседние места работы. Традиционно особого внимания заслуживают 3 последних места работы, в которых лучше узнать все: узнать у кандидата без оглядки на резюме, когда пришел в компанию, когда ушел, почему пришел и ушел, на какую должность пришел и так далее. Чем больше вы зададите конкретных вопросов, тем больше получите ценной информации.
3. Подготовьте список стандартных вопросов и вопросов под каждого кандидата. Сценарий интервью традиционно дополняется списком вопросов по нескольким направлениям: общего профиля, профессиональных, биографических, о навыках, мотивации, карьере, прошлом опыте и т.д. Уделите внимание предварительной подготовке вопросов по каждому кандидату. У вас это займет не более 5 минут, но зато вы получите преимущество в «маневрировании» во время интервью, и вам не придется на ходу «сочинять» стандартные вопросы, которые вы бы и так задали, но зато упустили возможность задать действительно сложные вопросы.
4. Согласуйте профессиональные вопросы с профильным экспертом. Если по сценарию интервью задавать профильные вопросы решили во время устной беседы с соискателем, то обязательно согласуйте их перечень с вашим корпоративным экспертом по этой теме. IT-специалисты, врачи, финансисты и инженеры будут готовы к стандартным вопросам из интернета, которые рекрутер выудит из первой страницы Яндекса, а вот к сложным вопросам от эксперта он наверняка готов не будет. Стоит задавать разноплановые вопросы, и простые и сложные, и с одним возможным ответом, и на размышление.
5. Обязательно учитывайте мотивацию кандидата. Ошибка большинства менеджеров по подбору персонала во время второго интервью заключается в нахождении на стороне заказчика. Вы можете быть с нами не согласны, но по мнению рекрутеров mind hunter, одна из главных ценностей кадрового агентства – это срединное положение между соискателем и работодателем, объективный и непредвзятый взгляд на вещи: на резюме кандидата и на вакансию работодателя. Посмотрите на вакансию глазами вашего собеседника, который пришел к вам на второе интервью: далеко ли ему ехать до работы? Хорошую ли зарплату предлагают? Не слишком ли узкие обязанности по предлагаемой вакансии? Если вы зададите такие вопросы, то наверняка сможете выявить кандидатов, которые хотят найти новое место работы на короткое время, токсичных кандидатов или с неподходящей для вас мотивацией.
6. По возможности сделать элементы стресс-интервью. Есть целый ряд менеджеров по подбору персонала, которые проводят позитивные комплиментарные собеседования и не идут на открытые мини-провокации. Но как вы сможете понять, когда кандидат вам врет или что-то скрывает? Для этого необходимо добавить немного стрессового фактора в собеседование. Даже если вы проводите онлайн-интервью, вы можете легко это сделать: добавьте второго интервьюера, который будет играть «злого полицейского», задавайте слишком дотошные вопросы и так далее.
7. Не забудьте об оценке психо-эмоционального профиля и темперамента кандидата. Наилучшая ситуация, когда эту оценку проводит профессиональный практикующий психолог, как это делаем у себя в агентстве интеллектуального рекрутинга mind hunter. Часто рекрутеры, имеющие образование в сфере психологии, или большой опыт работы hr-менеджерами способны самостоятельно определить темперамент и ведущие черты характера кандидата. Однако хотим предостеречь от проведения такой оценки менеджерами по подбору персонала, которые имеют не такой большой опыт работы. Их суждение о кандидате может быть не только ошибочным, но и сильно ввести в заблуждение потенциального работодателя. Лучшее решение в такой ситуации – сделать видеозапись интервью с соискателем (с его разрешения, разумеется) и продемонстрировать его элементы более опытным hr-менеджерам. В любом случае, такую оценку мы настоятельно рекомендуем проводить, поскольку мало найти подходящего под критерии поиска кандидата, он еще должен быть совместим по психотипу с командой. В противном случае он может проработать в компании очень недолгое время, и от недальновидности кадрового агентства пострадает не только компания-заказчик, но еще и соискатель.
8. Дать кандидат немного инсайда о компании, чтобы начать доверять друг другу. Если кандидат пришел на второе интервью в кадровое агентство, то это еще не значит, что он спит и видит себя на работе у заказчика. Задачу «заинтересовать» соискателя никто не отменял: более того, одной из основных целью перед собой во втором интервью кандидат видит в том, чтобы понять, стоит ли ему пробовать добиться этой должности или нет. Изначально соискатель воспринимает кадровое агентство как рекрутеров, действующих полностью на стороне работодателя. Чтобы заслужить доверие кандидата, старайтесь действовать нейтрально и думать об интересах соискателя тоже. Расскажите ему о некотором несекретном факте о компании, который безусловно будет ему интересен и подогреет интерес к вакансии. Возможно, именно такой шаг поможет вам добиться расположения кандидата раскрыть его гораздо глубже.
9. Определите, на что кандидат обращает внимание в своем резюме, а какую сторону своей биографии невольно опустил. Довольно тонкий прием, который поможет менеджеру по подбору персонала выбрать нужное для собеседования направление. Сперва следует задать традиционный вопрос «расскажите в двух словах о себе», при ответе на который кандидат в первую очередь рассказывает о тех вещах, которые сам считает важными. Скорее всего через призму этого и построено его резюме. Задача рекрутера – определить ту область опыта или биографии кандидата, о которой он рассказал минимум информации. Нет, речь не идет о хобби или увлечениях (хотя это тоже следует спросить), но скорее о навыках, достижениях, обязанностях, местах работы, карьерных планах, слабых сторонах. Ведущим интервью должен быть именно рекрутер, поэтому не стоит долго обсуждать те аспекты опыта кандидата, которые он рьяно демонстрирует.
10. Будущее может рассказать о кандидате больше, чем его прошлое. Это известный прием проецирования, которые применяют рекрутеры для того, чтобы определить отношение кандидата к тому или иному действию. Каждый соискатель приукрашает свои достижения, приуменьшает недостатки. Но многое о нем самом могут рассказать его карьерные планы: традиционный вопрос «кем вы видите себя через 5 лет» расскажет не только об амбициях, но и мотивации (что готов соискатель сделать для этого), готовности к обучению, переработкам. «Что вам необходимо подтянуть, чтобы занять должность руководителя отдела» - отличный вопрос с проекцией на будущее. Вроде бы, рекрутер не спрашивает о недостатках соискателя и может быть даже прощупывает кандидата на должность повыше, отчего такой вопрос становится показательным как для кандидата, так и для рекрутера.