1. Руководители любого уровня. В большинстве случаев именно руководители среднего и высшего звена заинтересованы во внедрении ключевых показателей эффективности. Как топ-менеджеру оценить, насколько хорошо работают все подразделения, если нет возможности вникать в детали на ежедневной основе? Только благодаря емким и комплексным индикаторам, желательно рассчитываемым автоматизированно. Финансовые отчеты не дает всеобъемлющей картины развития предприятия, а KPI эта задача под силу. Руководители привыкли оперировать десятками различных KPI и отлично умеют их составлять. Если в компании есть аналитический отдел, тогда у руководства есть возможность создать сбалансированную систему показателей, включающую в себя множество различных KPI, связанных между собой.
2. Менеджеры по продажам. Речь идет о KPI в виде результатов продаж и рентабельности. В подавляющем числе случаев KPI в отделе продаж играет мотивирующую роль, определяющий сумму денежной мотивации каждого сотрудника. Далеко не всегда таким показателем будет прибыль от продаж, поскольку тогда менеджеры будут нацелены на реализацию только наиболее маржинальных видов продукции и вообще не заниматься продвижением остальной линейки. Если стратегия компании предполагает диверсификацию продуктового портфеля, то KPI в отделе продаж будет намного сложнее и учитывать вес каждого релевантного товара или услуги.
3. Менеджер по рекламе. Это должность, аналогичная менеджеру по продажам, с отличием в плоскости реализации продукции – через интернет или прямую рекламу на оффлайн носителях. Принцип простой: чем выше результативность и эффективность продаж через digital-инструменты, тем выше премия у сотрудника и компании.
4. Финансовые менеджеры. Если менеджеры отдела продаж нацелены на максимизацию выручки, то финансовый департамент должен держать под контролем все издержки предприятия. ROI, рентабельность продукции, окупаемость и многие другие показатели являются важными общекорпоративными KPI, которые использует именно финансовый менеджмент.
5. Аналитики. Когда в компании появляется аналитик, роль КПЭ значительно меняется. Грамотный специалист начинает создавать систему ключевых показателей организации. В подавляющем большинстве случаев делается это в интересах руководства предприятия, а многие сотрудники воспринимают появление таких индикаторов довольно плохо, ведь с помощью них практически любой бизнес-процесс можно контролировать до мелочей, а у менеджмента появляется гораздо больше рычагов управления.
6. Специалисты по развитию. Их функции часто очень схожи с аналитиками, однако смысл внедрения КПЭ здесь другой. Чаще всего, такие сотрудники занимаются открытием новых филиалов, подразделений, отвечают за узкие участки продаж, и для оценки деятельности по этим направлениям им нужны специфичные нефинансовые индикаторы. Денежная мотивация специалистов по развитию может определяться итоговым комплексным KPI, составленным из нескольких актуальных на текущий момент индикаторов.
7. Юрист. Эффект очень простой: руководство компании получает информацию о рентабельности работы юриста в штате, а сам специалист – бонус по результатам своей деятельности. Обычно таковым КПЭ является рентабельность выигранных дел – отношение прибыли от выигранных дел к общим затратам и убыткам от проигранных.
8. Специалист по качеству на производстве. Производительность труда сотрудников и станков, загрузка оборудования, КПД и множество других индикаторов могут быть включены в KPI цеха или участка производственной линии. Благодаря им специалист по качеству получает возможность оценить практически все: эффективность работы персонала, оборудования, качество продукции, быстро выявить угрозы и слабые стороны.
9. Менеджеры по закупкам. Рентабельность и возврат на инвестиции – лишь 2 примера того, какие показатели эффективности могут применяться при оценке качества закупок. Их внедрение носит, скорее, контролирующий характер, а сами менеджеры нечасто получают бонусы за их высокие значения.
10. Операторы кол-центра. Наряду со сферой продаж, воронка телемаркетинга хорошо поддается ежедневному мониторингу, что и активно использует руководство компании. KPI таких сотрудников может включать в себя много индикаторов: доля отказов, процент успешных звонков, процент неотвеченных вызовов и многие другие.